В Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина привезли коллекцию Джанни Маттиоли — это редкая возможность увидеть работы итальянских футуристов, в России их практически нет. А ведь именно они первыми решили безжалостно отрицать классическое наследие, что позже эхом донеслось до нас, превратившись в знаменитое “сбросить с парохода современности”. О том, как итальянцы встретились с французами в Москве, — в материале РИА Новости.
Заклятые друзья
Случай почти анекдотический. Флорентийский критик и художник Арденго Соффичи в 1911 году написал разгромную статью про выставку футуристов в Милане. Взбешенный Умберто Боччони, один из участников, поехал разбираться, прихватив с собой друзей. Обидчика обнаружили в модном кафе, враги сцепились, и в итоге все оказались в полицейском участке.
Однако за решеткой идейные соперники нашли время спокойно поговорить и помирились. Не навсегда, конечно, — итальянцы, как известно, народ темпераментный – но хотя бы на несколько лет.
Как напоминание о той драке картины Арденго Соффичи и его соратников теперь висят прямо напротив команды Умберто Боччони. Заклятые друзья встретились лицом к лицу – но уже в России.
Кстати, та экспозиция в Милане называлась L’arte libera, или “Свободное искусство”, — и под таким же девизом проходит новая выставка в ГМИИ, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
В залах нашлось место для 26 произведений итальянских авангардистов из коллекции Джанни Маттиоли. Он тоже личность интересная. “Я бы сравнила его с нашими знаменитыми коллекционерами Щукиным и Морозовым. Он обладал тем же чутьем, умением предугадывать значимость новых художественных судеб”, — говорит директор музея Марина Лошак.
А еще он был self-made man: в пятнадцать лет бросил школу, работал посыльным на фабрике, потом стал крупным торговцем хлопком. Разбогатев, увлекся искусством и устроил музей для всех желающих у себя в миланской квартире.
Основную часть коллекции Маттиоли сформировал с 1943-го по 1953-й, причем интересны ему были полотна, созданные в 1910-1921 годах. На малое не разменивался, так что действительно собрал лучшее из того периода.
“Это экспозиция “икон” — здесь нет ни одной средней работы, только эталонные вещи”, — считает Лошак.
“Всего 26 произведений, но они знакомят со всеми новаторскими тенденциями в искусстве Италии во второй половине ХХ века”, — указывает куратор Елена Степкина.
В 1972-м коллекцию Маттиоли, которая считается одной из самых значимых частных в мире, признали национальным достоянием Италии.
И до Москвы доехали
Собрание Джанни Маттиоли сейчас — часть пинакотеки Брера в Милане. Но полотна поездили по миру: побывали в Национальном музее современного искусства в Киото, в Коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции. В благодарность за организованную в Милане выставку “Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве”, где показаны вещи из Русского музея, картины привезли в Санкт-Петербург. А потом итальянцы решили — почему бы не устроить гастроли и в Москве? Так футуристы попали в столицу.