Последние новости

Политика

Культура
618

Время Славы. Путь к успеху и мировому признанию гения Ростроповича

Мстислав Ростропович — гений, еще при жизни добившийся статуса легенды: пожалуй, самый знаменитый виолончелист ХХ века и один из известнейших российских музыкантов. Человек фантастических творческих способностей, невероятного упорства, чудесной остроты ума — сегодня ему бы исполнилось 95.

Его первым учителем стал отец, замечательный музыкант Леопольд Ростропович, один из лучших виолончелистов своего поколения. Так что выбор инструмента юным Мстиславом был, так сказать, генетически предопределен. В Московской консерватории Ростропович стал одним из лучших студентов: его имя высечено на мраморной доске.

А среди преподавателей молодого музыканта был сам Дмитрий Шостакович, которого тот называл в числе трех главных композиторов своей жизни. Два других — Прокофьев (тоже учитель Ростроповича) и Бриттен.

Мстислав Леопольдович к сорока годам сыграл практически весь классический репертуар для виолончели. Казалось, для него вообще нет никаких музыкальных преград. Если раньше виолончель считалась одним из многих оркестровых инструментов, то Ростропович сумел подчеркнуть ее значимость и неповторимость звучания. И за билетиком “на Ростроповича” меломанам приходилось охотиться примерно так же, как и за контрамаркой в Большой театр.

Он не чурался и ярких совместных экспериментов с товарищами-титанами. Легендарной стала запись концерта Бетховена для скрипки, виолончели и фортепиано. Специально для этого в берлинской кирхе Иисуса Христа в 1969-м собрались сразу четверо гигантов мировой музыки: Мстислав Ростропович, Святослав Рихтер, Давид Ойстрах и Герберт фон Караян с Берлинским филармоническим оркестром.

Караяну пришлось проявить какие-то невероятные чудеса дипломатии, чтобы уделить равное внимание всем трем великим инструменталистам. В итоге получился настоящий звучащий памятник эпохи, блестящее исполнение грандиозной музыки.

Лауреат многочисленных конкурсов, педагог, музыкальный новатор — при этом у Ростроповича была еще и очень четкая социальная позиция. Он умел дружить, и дружба для него была абсолютно священной.

Так, когда его другу Александру Солженицыну было негде жить, Ростропович просто дал ему ключи от своей дачи. Это дорого обошлось Мстиславу Леопольдовичу: он стал невыездным из СССР.

Затем случилась эмиграция, долгие годы жизни вдали от родины, но связи с русской культурой Ростропович не терял никогда, оставаясь на Западе одним из самых яростных популяризаторов отечественной классики.

Он был замечательным семьянином: влюбился в оперную диву Галину Вишневскую еще совсем молодым человеком. Та оставила мужа и ушла к “виолончелисту из оркестра”.

В итоге их союз стал не только одним из самых красивых и ярких в творческой среде, но и удивительно плодотворным. Ростропович как дирижер-постановщик ставил спектакли, в которых блистала Вишневская, вместе они придумывали музыкальные программы — да и всю жизнь прошли рука об руку, стараясь не разлучаться ни на день.

Впрочем, сам музыкант признавался, что есть у него и “любовница”, которой он предан ничуть не меньше, чем жене. Это знаменитая виолончель “Дюпор” — на ней Мстислав Леопольдович играл до последних дней жизни. Один из самых дорогостоящих и легендарных инструментов. Эту виолончель, созданную великим Страдивари, передали Ростроповичу в 1974-м. Ее считают эталонной, но есть один изъян: большая царапина на боку. По одной из легенд, эту царапину оставил сам Наполеон Бонапарт. Император решил поиграть на инструменте, однако… забыл снять шпоры и одна из них сделала отметину — навеки.

Когда в начале 1990-х Мстислав Леопольдович вернулся в Россию, поддержав демократические перемены в стране, он продолжил не только творческую, но и гуманитарную деятельность. И если о знаменитом фонде Ростроповича наверняка многие слышали, то мало кто знает, что великий музыкант был еще и попечителем школы имени Горчакова, которая возрождала лучшие традиции образования в стиле Царскосельского лицея.

Он и сам сочинял музыку, правда, не слишком ее афишировал. Тем не менее его “Юморески” — легкие, непринужденные, яркие — получили уже после ухода Ростроповича из жизни довольно широкую известность и активно исполняются до сих пор.

Однажды Джулиану Уэбберу, популяризатору классической музыки и весьма достойному инструменталисту, задали вопрос: “Кого бы вы назвали лучшим музыкантом всех времен и народов?” Он сразу ответил: “Среди виолончелистов — конечно же, Ростропович”. Можно только с ним согласиться.

РИА

Предыдущая новость
Эксперты рассказали, в каких странах снимают ковидные ограничения
Следующая новость
Хохочойская трагедия. Забытые страницы истории гражданской войны в Якутии

Вам может быть интересно:

Результатов не найдено

Форум. Темы дня

Меню