Последние новости

Политика

Культура
1K

Однажды в музее: посетители музеев в фотографиях от классиков до современников.

Учёные не устают проводить исследования, посвящённые опыту музеологической рефлексии и другим феноменам хранилища культурных ценностей, множа предположения и теории. Свои визуальные изыскания проводят и фотографы – от Картье-Брессона и Роберта Капы до Томаса Штрута и Стефана Драшана. Последние не оставляют сомнений как минимум в одном: встреча зрителя и произведения искусства сулит появление нового шедевра.

Пустой музей неподвижен и монументален. Но как только в нём оказываются посетители, пространство тут же преобразуется в живой театр. Ступая за музейный порог, зрители волей-неволей и сами становятся частью выставочного пространства, где между ними и произведениями искусства образуются уникальные взаимоотношения.

Эллиотт Эрвитт говорит: «Искусство – это хороший способ смотреть на наготу без смущения». Гениальный и ироничный фотограф всякий раз, располагая свободным временем в Нью-Йорке или в любом другом городе, отправлялся в музеи и художественные выставки за созерцанием произведений искусства и наблюдением за посетителями. В 2012 году у Эрвитта вышла книга «Наблюдение за музеями» («Museum Watching»). В неё вошли снимки с конца 1950-х до 1999 года. О съёмке в музейном пространстве автор написал в предисловии: «Для фотографа это всё равно, что ловить рыбу в бочке».

Почти тридцать девять лет исследовал залы Лувра и Алесио де Андраде, бразилец, живший в Париже. Он начал фотографировать в известнейшем музее мира в 1964-ом, это увлечение увенчалось 12 000 снимков, в которых собралась коллекция эффектов, производимых искусством на посетителей в виде широкого спектра эмоций – от глубокой задумчивости до экстатического восторга.

Не всегда посетитель находится в состоянии активного познавания и восприятия артефактов. Стефан Драшан наснимал целый фотопроект, посвящённый людям, спящим в музеях, а начиналось его визуальное исследование с серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Поиски фотографа сосредоточились на соответствиях в цветах и формах между человеком и объектом искусства. Отдавая предпочтение работам старых мастеров, он запечатлевает момент встречи старого с новым, образуя мост между веками.

Каспар Клаасен – ещё один фотограф, очарованный тем, как люди смотрят на искусство. По его мнению, само их присутствие в выставочном пространстве не мешает, а скорее его обогащает. В серии Клаасена «Музеи» посетители становятся неотъемлемой частью выставки, а галерея представляет, по сути, составные части панорамы, простирающейся по стенам, диванам, произведениям искусства.

Фотографы, преподнося своё понимание отношений между людьми и искусством, также через свои работы подтверждают то, что мы все уже знаем: наблюдать за другими людьми – занятие, приносящее исключительное удовольствие, даже когда они сами в это время наблюдают.

Перед картиной «Мои ученики и я» (1902) художника Артура Зибелиста


Из серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Фотограф Стефан Драшан
 Из серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Фотограф Стефан Драшан
Мультимедиа Арт Музей, Москва. Фотограф Борис Назаренко
Из серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Фотограф Стефан Драшан
Перед картиной «Рисующая молодая женщина» (1801) Мари-Дениз Вильер
Лондонская национальная галерея. Фотограф Ник Тёрпин

Премьер-министр Франции Жорж Помпиду в Русском музее. Ленинград, 1967. Фотограф Александр Стешанов
Перед «Молочницей» Вермеера, Рейксмюсеум
Из серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Фотограф Стефан Драшан
Из серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Фотограф Стефан Драшан
Музей Хиршхорн в Вашингтоне, округ Колумбия, 1996. Фотограф Леонард Фрид
Из серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Фотограф Стефан Драшан

Лувр, Париж, 1990. Фотограф Алесио де Андраде
Музей Акрополя в Афинах, Греция, 1963. Автор Эллиотт Эрвитт
Британский музей, Лондон, 1995. Фотограф Эллиотт Эрвитт
Музей Прадо, Мадрид, Испания, 1995. Автор Эллиотт Эрвитт
«В музее». Лувр, 2011. Фотограф Владимир Базан
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 1949. Автор Эллиотт Эрвитт

Источник: https://cameralabs.org/aeon/vmuzee

Предыдущая новость
Хозяева тундры. Как в якутской Арктике следят за белыми медведями
Следующая новость
Руководитель ИЦ ЦИК Якутии: С помощью нейросетей на выборах 2021 года будут выявлять до 92% недействительных подписей.

Вам может быть интересно:

Результатов не найдено

Форум. Темы дня

Меню