Наука приближает бессмертие к реальности

Поиски Понсе де Леоном фонтана вечной молодости могут быть легендой, но основная идея — поиск лекарства от старости — вполне реальна. Люди пытались взломать код вечной молодости почти с самого начала человечества. Мы попробовали все, что могли представить, от волшебных объектов и эпических путешествий до жертвоприношений и употребления крови. Оставался только вопрос времени, когда наука ввяжется в эти поиски, и, знаете, некоторые реальные шаги в этом направлении ей все же удалось сделать.

Научные поиски бессмертия

Старение, на молекулярном уровне, не имеет никакого смысла. Наши тела постоянно создают новые клетки и восстанавливают наши естественные способности защиты, но мы все равно стареем. Энтропия забирает лучших из нас, и мы принимаем это как неизбежное, хотя наука сделала огромный шаг вперед, увеличивая нашу продолжительность жизни.

За прошлый век ожидаемая продолжительность жизни выросла, и люди в развитых странах могут прожить порядка 80 лет, что намного больше, чем 47 лет в 19 веке. Это увеличение обусловлено по большей степени достижениями в излечении детских болезней, но оно также привело к росту хронических заболеваний в старости. Болезни сердца, рак, болезнь Альцгеймера — это серьезные проблемы, и каждая из них лечится индивидуально или не лечится вовсе. Было бы намного проще просто проглотить таблетку и активизировать ресурсы организма.

Ученые хорошо осведомлены об этих проблемах и постоянно испытывают различные методы по восстановлению жизнеспособности человеческого тела. Восстановление гомеостаза — или способности тела самостоятельно стабилизировать свои системы в ответ на стресс вроде физических нагрузок, жаркой или холодной погоды, высокой или низкой освещенности — это основное направление.

Человеческое тело — это прежде всего сложная биологическая машина, а преклонный возраст — это, по сути, механическая проблема, с которой нужно бороться. И если решение этой проблемы заключается в том, чтобы поддерживать людей здоровыми и свободными от болезней как можно дольше, то у науки весьма хорошие шансы с этим совладать.

Самый большой негодяй, который мешает нам жить долго, это фермент теломераза. Открытая доктором Элизабет Блэкберн, теломераза повторяет последовательности ДНК на конце цепочки хромосом, которые покрывают каждую цепочку и определяют начало следующей. Она ответственна за сообщение нашим клеткам, когда нужно прекращать рост, и каждый раз, когда покрывает цепочку, маленькая часть информации клетки о том, как нужно перестраиваться, теряется.

В результате ученые ищут способы предотвратить потерю или активизировать теломеразу, когда она не может сражаться со старением на молекулярном уровне.

Тем не менее, наука не всегда знала, что проблема заключается в теломеразе, поэтому на протяжении научной истории предлагались другие решения. Авиатор Чарльз Линдберг пытался обмануть смерть в поисках способа замены наших органов машинами, подобно тем, которые врачи используют в современной медицине для временной замены легких.

Клонирование, киборги, нанотехническое восстановление клеток и 3D-печатные органы — это продолжение линии мысли Линберга, которую сложно назвать неверной. В любом случае все эти методы полагаются в первую очередь на замену частей тела, а не на остановку старения.

Текущие научные исследования

Ученые Калифорнийского университета в Сан-Франциско успешно обратили эффекты старения и болезней старости у мышей путем инфузии крови молодых мышей в старых. В частности, они выяснили, что кровь 3-месячной мыши обращает вспять возрастные снижения памяти, обучения и функций мозга у 18-летней мыши (эквивалент 70-летнему человеку).

Ученые также обнаружили, что когда они вводили только плазму в старых мышей, те увеличивали выносливость и моторную функцию, становясь со своими 3-месячными сверстниками на один уровень. Ученые даже смогли определить химический сигнал, конкретный белок, который выступает в качестве основного регулятора мозга и активность которого повышается с молодой кровью. Однако дело в том, что нет конкретного механизма или лекарства, которое решит все проблемы со старением — и его-то ученые планируют найти, когда начнут экспериментировать с людьми.

Кремниевая долина — основной центр научных работ над старением. Google создала Calico Labs, чтобы заняться обращением старения вспять и созданием лекарств, которые помогут нашей биологии. Human Longevity сосредоточена на создании базы данных в 1 миллион последовательностей человеческих геномов, чтобы повысить качество борьбы со старением.

Награды Palo Alto Longevity Prize, каждая в 500 000 долларов, были присуждены за «инновации в области восстановления гомеостатической способности организма» и «содействие продления стабильной и здоровой жизни».

Заявленные цели всех таких компаний — разработать методы борьбы со старением и болезнями старости конкретно, но на самом деле все они приближают нас к бессмертию.

Автор:  Аревик Мурадян