Наука, Экология
1K

Пекарские дрожжи помогут очистить сточные воды

Российские исследователи из Лаборатории нейтронной физики Объединенного института ядерных исследований выявили, что обычные дрожжи могут быть использованы для очистки сточных вод от тяжелых металлов. Они оказались эффективнее химических сорбентов и других микроорганизмов. Результаты работы опубликованы в журнале Materials.

В настоящее время большой проблемой является сброс загрязненных или плохо очищенных сточных вод с промышленных предприятий в природные воды. Это негативно влияет на водные и почвенные экосистемы. Среди прочих загрязнителей стоит выделить ионы тяжелых металлов, которые могут накапливаться в пищевой цепи и оказывать токсические эффекты. Для очистки обычно используют химические вещества, однако в ходе применения подобных методов тоже могут образовываться отходы. Кроме того, эти методы довольно дорогие и энергозатратные. Поэтому ученые активно занимаются разработкой более дешевых и экологичных методов очистки сточных вод от тяжелых металлов.

Отечественные ученые проверили, насколько эффективно различные микроорганизмы (дрожжи, бактерии, цианобактерии) способны очищать сточные воды от тяжелых металлов. К числу проверенных ионов относились цинк, никель, хром, стронций и т. д. Наибольшей эффективностью к сорбции тяжелых металлов обладали дрожжи Saccharomyces cerevisae, которые используются в хлебопечении и пивоварении. Они очень дешевые, безопасные и легкодоступные. Ученые проверили способность пекарских дрожжей поглощать ионы тяжелых металлов из модельных растворов и из сточных вод гальванического производства. Для этого использовались чувствительные методы нейтронно-активационного анализа и атомно-абсорбционной спектрометрии.

Один из модельных растворов в основном содержал цинк, а также примеси никеля, меди, стронция и бария. Ученые варьировали различные параметры для оценки эффективности очистки: время сорбции, температуру, исходную концентрацию цинка и кислотность среды (pH). Всего за 15–45 мин очистки при pH в диапазоне от 3 до 6 модельные стоки можно было очистить на 45–100% в зависимости от металла. Причем чем выше была исходная концентрация ионов цинка, тем активнее дрожжи их поглощали. Исследовав влияние времени на скорость поглощения ионов тяжелых металлов, ученые получили кинетические характеристики процесса и смогли описать механизмы, лежащие в его основе. Так, ионы металлов удалялись из воды за счет поверхностной адсорбции, хемосорбции и ионного обмена.

Что касается цинксодержащих сточных вод с производства, при изменении pH дрожжи смогли понизить содержание в них ионов меди, бария, стронция и никеля ниже ПДК. Однако для очистки от цинка потребовалось несколько этапов с разной концентрацией биосорбента. Это объясняется повышенной концентрацией ионов цинка по сравнению с другими металлами. Как выяснилось, эффективность поглощения тяжелых металлов дрожжами в основном определяется уровнем pH и дозировкой собственно биосорбента.

Источник

В Якутске прошла социальная акция «Здоровая мама»
Опрос. Что больше покупают якутяне – сахар, туалетную бумагу или пачку А4?