Наука, Растения

Шпинат – и для питания, и для науки

Ученые сделали шпинат своим помощником в исследовании окружающей среды.

Удивительно, но шпинат считается не травой или приправой, а полноценным овощем. Это связано с «самостоятельностью» растения – ведь употреблять его можно как в составе блюд, так и отдельно.

Культивированием шпината стали заниматься в Средневековье. Именно с этой эпохой связано появление зеленого овоща в Старом Свете. Местом происхождения шпината принято считать Персию, однако известно, что растение было распространено и в других восточных странах. В Европе овощ начали выращивать только в XVI веке с легкой руки Екатерины Медичи. Она ввела моду на шпинат достаточно радикально – распорядилась, чтобы блюда с этой листовой культурой подавали во время каждого приема пищи.

Шпинат считается очень питательным, что удивительно, ведь мы привыкли считать зелень диетической. Дело в высоком содержании белка в овоще – больше его только в молодом горохе и фасоли. Такой растительный белок легко усваивается и дает ощущение сытости надолго. Шпинат – рекордсмен по содержанию калия, железа и марганца. Он рекомендован людям с малокровием и в восстановительный период после болезней. Обладает легким противовоспалительным, слабительным и мочегонным действием, за счет чего эффективен при отеках.

Также немало в шпинате йода, что полезно для жителей областей с недостаточным йодированием воды и пищи. Включение в рацион может восполнить дефицит этого микроэлемента.

Не просто овощ

В век развития биотехнологии и биоинженерии шпинату не удалось скрыться от ученых. Они выбрали его для проведения уникального эксперимента. Инженеры Массачусетского технологического института (MIT) с помощью нанотехнологий «превратили» шпинат в… датчик для обнаружения взрывчатых веществ. Растения передают информацию ученым по беспроводной сети. С помощью такой системы шпинат также может сообщать об изменении климата и возможных экологических проблемах.

Дело в том, что растения – хорошие химики-анализаторы. Имея разветвленную корневую систему, они постоянно исследуют грунтовые воды на химический состав. Ученые разместили в листьях шпината миниатюрный инфракрасный датчик, который считывает состав грунтовых вод, а также отправляет уведомления о его изменении в лабораторию. Во время эксперимента растению нужно было обнаружить следы взрывчатых веществ в почве.

«Растения очень чувствительны к окружающей среде. Они знают, что будет засуха, задолго до нас. Могут выявить небольшие изменения свойств почвы и потенциала почвенной влаги. Если мы подключимся к этим химическим сигнальным путям, мы получим доступ к огромному количеству информации», – пояснил руководитель исследования Майкл Страно.

Этот эксперимент стал частью исследований, включающих разработку электронных компонентов и систем для растений. Ученые полагают, что такую технологию можно использовать для предупреждения экологических проблем. Из-за огромного количества данных, которые растения получают из окружающей среды, они идеально подходят для мониторинга природных изменений.

В России расширяются гарантии соцподдержки детей-сирот