О проблемах и перспективах социального предпринимательства в России мы поговорили с Сергеем Сальниковым, многодетным отцом, основателем социального проекта ПапКлуб – Garage Tesla, действующим муниципальным депутатом НСО, социальным предпринимателем, жителем поселка Кольцово, наукограда Новосибирской области. Сайт проекта: https://garagetesla.com/papclub
Сергей создал столярную мастерскую, где отцы работают рука об руку с сыновьями.
Этот социальный проект ‒ новая возможность для пап проводить время с детьми, и обучать их настоящим взрослым навыкам, которые пригодятся в жизни.
Идея Сергея:
дать возможность папам проводить время со своими детьми так, как это делали раньше:
мастерить, пилить, строгать, чтобы создавать что-то новое, что-то общее ‒ вместе.
Сергей, расскажите, пожалуйста, о своём проекте ПапКлуб. Как он создавался, откуда пришла такая идея?
Проект был создан в двадцатом году, в момент, когда нужно было сменить деятельность, потому что я тогда работал в туризме, и эта сфера деятельности по понятным причинам просела.
Мы с женой стали думать, чем бы заняться таким, что хочется попробовать и что нравится.
И она мне предложила: ты же любишь работать руками, а здесь у нас, в Кольцово, не хватает такого места, где мальчишки могли бы мастерить. Может ты попробуешь какие то занятия организовать?
Самое главное было эту идею подкрепить действиями. Я буквально через неделю устроил первое занятие. Пригласил друзей, мы сделали несколько фотографий для наглядности. Это и было начало.
Есть ли что-то подобное в России?
Подобные движения, где отец-наставник, есть. Сейчас существуют отцовские сообщества, где мужчины воспитывают детей. Это такой тренд, и подобные проекты существуют. Но тогда я об этом не думал, мне просто хотелось заниматься. У меня у самого четверо детей, поэтому мне всё это близко.
Вы работаете один, или с командой?
ПапКлуб я веду преимущественно один, это сейчас дополнительное направление. Потом эти дети, которые приходят на мои занятия, могут пойти в школу программирования. Вот как раз там есть специальная обучающая команда.
Сегодня что-то изменилось в Вашем проекте?
Изначально этот проект задумывался как способ зарабатывания денег. Но сейчас это скорее способ набора аудитории. То есть, если говорить языком предпринимателя, я использую проект для повышения охвата и моей узнаваемости, а деньги я зарабатываю на школе программирования для детей. Получается, что ПапКлуб ‒ это больше моё хобби, которое работает как сарафанное радио, через мой бренд Garage Tesla нас лучше знают.
Какого возраста дети к Вам приходят? Как долго они могут к Вам приходить?
Дети ходят в возрасте от пяти до тринадцати лет. У меня есть ещё бесплатный кружок для детей без родителей, я его веду как учитель школы, и, на самом деле, это отнимает намного больше сил, потому что там ответственность за безопасность всех детей несу именно я. А на проекте ПапКлуб ответственность несёт родитель, который привёл ребёнка, и это большой плюс.
Дети на кружок ходят второй год, мастерят с удовольствием и не хотят бросать. А если говорить про ПапКлуб, то там часто зависит от времени доступности родителя, и самое большое, ко мне приходил один папа с ребёнком три раза, мы делали с ними длинную поделку.
Изначально задумывалось так, что на ПапКлуб ко мне будут приходить всё новые и новые дети с папами на разовые мастер-классы. Это подразумевает большую эффективность проекта и больший масштаб, потому что если будут ходить одни и те же дети, то это уже будет немножко другая история.
Как Вам удаётся удерживать одну из самых требовательных целевых аудиторий – пап?
На самом деле, я их не удерживаю. Их удерживают, в основном, мамы, которые видят примеры из других семей. Кольцово – небольшой посёлок, и информация достаточно хорошо распространяется. Есть живое общение семей, чаты, Инстаграм.
Занятия в ПапКлубе проходят по пятницам. Когда папы звонят, чтобы записаться на очередную пятницу, они говорят примерно так: Меня отправила жена, сказала, там какой-то клуб, как к вам попасть? Или: Мне сайт скинула жена, сказала записаться в пятницу вечером, как это сделать?
Чаще всего мамы взаимодействуют в стиле: Иди, займись с ребёнком полезным делом, вон есть ПапКлуб, сходите вместе, и попробуйте что-нибудь смастерить.
Чтобы папа записался сам – это большая редкость. Чаще всего жены записывают, потому что видят информацию о ПапКлубе в Инстаграм, а это территория больше женская.
Какой главный секрет Вашего успеха?
Главный секрет успеха – это моё внутреннее состояние, в котором я хочу передавать детям знания о том, как можно изобретать поделки и мастерить инструментами, насколько это здорово и интересно.
Секретом успеха можно назвать мою личную влюбленность в то, чтобы мастерить что-то самому, либо вместе с детьми, и придумывать, как это делать.
Сергей, а какова главная идея, какова сама суть проекта?
Сейчас, имея за плечами почти двухлетний опыт работы проекта, я могу действительно это проанализировать.
Что мы имеем на входе, когда приходят папа и ребёнок:
– есть некое помещение, место, где можно творить, это может быть любая мастерская, Вселенная майнкрафт, швейное ателье, гончарная мастерская и т.д.
– в этом помещении находятся одномоментно родитель – папа, который обычно преимущественно на работе, и ребёнок, которому условно 8–9 лет, он всё ещё не понимает, как устроен этот мир, родители ещё до сих пор для него проводники в этом мире, которые показывают ему законы мироздания. Да, у него уже появились учителя в школе, были воспитатели, у него есть сверстники, у него есть доступ в он-лайн в виде TikTok или YouTube, но родители ещё очень важны.
– есть наставник, который будет их учить чему-то совершенно новому.
Папа и ребёнок оказываются в одном пространстве вместе, и им сейчас нужно будет сделать что-то такое, чего они никогда не делали, ни вместе, ни по отдельности. Наставник будет их учить делать, например, горшок из глины. Процесс будет пошаговый, сначала будет делать папа, затем ребёнок, и получится какой-то результат, который они потом смогут принести и показать маме.
Ни папа, ни ребёнок в принципе не представляют, как из куска глины можно слепить горшок. И под руководством наставника начинается волшебство.
Сначала делает папа, а ребёнок смотрит на эту магию. Папа «тропит», показывает ребёнку, что это возможно. Но у него может не получаться, или что-то не так получаться, и ребёнок приобретает опыт, что ошибаться – это нормально.
Потом ребёнок делает то же самое, а папа уже прошёл этот путь, он стоит сзади за спиной, буквально поддерживает его, направляет руки, говорит одобряющие слова. Вот это самое главное, это то, ради чего всё и делается. Происходит такой совместный инсайт: Вау, как здорово, и это мы вместе можем сделать!
На выходе они получаю изделие, которое выше всех ожиданий, потому что это изделие было сделано своими руками в совместном процессе с поддержкой, к тому же это изделие несётся домой маме. Это отпечатывается в памяти, и становится супер–важным воспоминанием в жизни. Потом, во взрослом возрасте, этот эпизод может оказаться для ребёнка внутренним механизмом поддержки себя. Потому что это было с папой, папа видел, как ребёнок может быть успешен, папа был рядом и поддерживал. А значит, во взрослой жизни такой ребёнок может быть более уверенный, более успешный, и более счастливый.
То есть, такое взаимное обучение нужно проводить на каком-то таком деле, которое не знает ни ребёнок, ни папа?
Да, желательно.
Здесь есть такой нюанс, который мне, как наставнику, приходилось регулировать.
Дело в том, что некоторые папы не приучены ошибаться, для них ошибиться – это значит быть уязвимым. Они не могут эту уязвимость показать своему ребёнку.
Был один папа, который попал в такую ситуацию, и мне пришлось управлять этим процессом. Тот папа получил свою дозу выхода из зоны комфорта. В итоге, я его поддержал, и всё получилось нормально. И папа, и ребёнок были довольны.
Я по себе знаю, что если я опускаюсь на дно этой самой уязвимости, то становлюсь сильнее. Я этим самым показываю своим детям, что я тоже человек, что я не небожитель, что и у меня есть не самые сильные стороны, и это нормально. Вопрос в том, могу ли я при этом быть спокойным.
Правильно я понимаю, что в таком, казалось бы, простом деле отрабатывается огромное количество навыков, а заодно, происходит сильнейшее сплочение двух самых важных друг для друга людей?
Да, безусловно! Прорабатываются позитивный опыт, hard skill и soft skill, прорабатывается командообразование – умение проговаривать то, что сейчас нужно сделать, умение руководить или быть на подхвате.
А главное, что этот опыт остаётся с ними обоими на всю жизнь.
Какими качествами нужно обладать человеку, чтобы реализовать идею своего проекта?
Первое качество – это умение тестировать спрос. Как ни странно, чтобы реализовать свой проект, необходимо всем о нём рассказывать, не надо держать его втайне. Собирать обратную связь, перерабатывать её и улучшать проект по ходу его создания ещё до первых продаж. Всё!
Я очень много общался с родителями, соседями, друзьями. Приглашал их, рассказывал про свою идею и собирал обратную связь. Главное качество уметь правильно задать вопрос, услышать на него ответ, и что-то изменить в себе либо в своём бизнесе.
Насколько большими были Ваши личные вложения в проект?
У меня были совершенно небольшие вложения в проект, я использовал те инструменты, которые у меня накопились за четыре ремонта. Плюс я подал заявку на грант как физ. лицо, тогда проводились специальные гранты в рамках большой предвыборной кампании в двадцатом году. Я выиграл грант на материалы, с которыми затем проводились занятия.
Кроме самого гранта я получил огромный охват, потому что меня приехал поздравить Александр Карелин, чемпион мира, победитель Олимпийских игр, депутат Госдумы, Герой России, Сенатор Российской Федерации. Мы с ним виделись уже пять раз именно за счет того, что я принимаю участие в его грантовой программе, и являюсь классным примером того, что можно делать вот такие социальные проекты.
Александр Карелин посетил Garage Tesla
Могли бы Вы поделиться тем, какие были ошибки в начале проекта?
Первая ошибка – я думал, что зарабатывать на таком проекте будет достаточно легко. На самом деле нет. Я после первого же занятия понял, что если я хочу заработать, например, шестьдесят тысяч на проекте в формате клуба, проводя его самостоятельно, организовывая всю работу, занимаясь администрированием, то это нужно очень большое количество занятий, и это будет занимать всё моё время. Стало понятно, что это не бизнес, а чтобы сделать бизнес, должна быть методика и команда. Поэтому я сразу понял, что это не то, на чём мне стоит зарабатывать деньги.
Много ли семей сейчас приходят в Вашу мастерскую?
Семей приходит на самом деле не так много, по одной или по две семьи на занятие, и мне от этого только лучше, потому что я могу больше внимания уделять той задаче, которую нужно решить.
Каковы Ваши дальнейшие планы?
Мой дальнейший план – найти способы делегировать проведение самих занятий моим помощникам, не менее креативным творцам, но менее креативным бизнесменам и предпринимателям.
На что, на ваш взгляд, нацелена модель социального предпринимательства?
Модель социального предпринимательства нацелена на то, чтобы вносить изменения в действующие социальные процессы общества. Делать их по-новому, более изобретательно и эффективно.
Что самое сложное в социальном предпринимательстве?
Самая большая трудность социального предпринимательства это человеческий фактор, как со стороны клиентов, так со стороны сотрудников, так и со стороны самого предпринимателя.
Почему Вы занимаетесь именно социальным предпринимательством?
Я ранее работал строителем в информационных технологиях и вёл проекты по строительству инженерных систем. Естественно, там мои доходы были намного больше, чем сейчас. Но значимость настоящего проекта значительно выше, потому что здесь отдача, здесь успехи детей, радость детей и родителей, здесь благодарность родителей. Это всё намного ценнее, чем высокомаржинальные проекты.
Я этим занимаюсь потому, что мне важно быть значимым в обществе, в котором растут мои дети. Мне важно создавать такие образовательных продукты, в которых детям интересно расти, осваивая новые навыки, потому что дети – это мой способ создать новое будущее. Это я говорю как действующий муниципальный депутат, как бывший IT –шник, и как действующий социальный предприниматель.
Интервью брала Ирина Вайнер