Последние новости

Политика

Общество
681

Опять декриминализация: бизнес предлагает не считать преступлением мелкое мошенничество

Но Госдума принимает лишь законопроект о смягчении наказаний за ряд налоговых преступлений

Российские промышленники и предприниматели опять пытаются добиться декриминализации ряда экономических преступлений: РСПП считает возможным, в частности, перевести в разряд административных правонарушений мошенничество, не связанное с причинением значительного ущерба. Между тем депутатами уже приняты в первом чтении два законопроекта о некотором смягчении уголовного законодательства в отношении бизнеса, но о полной декриминализации хотя бы одной из статей Уголовного кодекса речи в них не идет. Хотя поручение на сей счет президент Путин вообще-то давал ещё летом прошлого года…

21 февраля в своем послании Федеральному собранию глава государства довольно много говорил о российском бизнесе. В частности, Владимир Путин считает «правильным вернуться к вопросу о пересмотре ряда норм уголовного законодательства в части так называемых экономических составов». «Конечно, государство должно контролировать, что в этой сфере происходит, нельзя допустить здесь вседозволенности, но перегибать палку тоже ни к чему. Необходимо активнее двигаться к этой декриминализации, о которой я сказал. Рассчитываю, что Правительство вместе с парламентом, правоохранительными органами, деловыми объединениями будут последовательно и основательно вести эту работу»,- заявил он.

Обычно по итогам послания президента появляются поручения, из которых становится примерно понятно, как следует понимать иногда очень расплывчатые формулировки выступления. На данный момент эти поручения ещё не обнародованы, но российский крупный бизнес уже пытается активизировать работу по смягчению административного и уголовного давления на предпринимателей. В преддверии съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), запланированного на 16 марта, в Минюст, Генпрокуратуру, МВД и парламент были направлены предложения на сей счет, сообщили СМИ. Среди этих предложений – превращение ряда не представляющих, по мнению экспертов организации, особой общественной опасности экономических преступлений в административные правонарушения.

Не считать преступлением в РСПП считают правильным, к примеру, незаконное предпринимательство (статья 171 УК), совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов (статья 193.1 УК), нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ (часть первая статьи 251 УК), мошенничество без причинения значительного ущерба (часть первая статьи 150 УК) и незаконное использование изобретения с причинением автору крупного ущерба (часть первая статьи 147 УК).

Если посмотреть статистику Судебного департамента при Верховном суде, то самой «любимой» правоохранителями из вышеперечисленных является 159 часть 1, которая за хищение имущества или денежных средств путем обмана или злоупотребления доверием обещает максимум до двух лет лишения свободы, если сумма похищенного – меньше 10 тысяч рублей: в 2021 году по ней в России осудили 2820 человек, а за первое полугодие 2022 года (данных за весь прошлый год ещё нет) – 1494 человека. Следом идет незаконное предпринимательство: за ведение бизнеса без лицензий и разрешений в 2021 году судом было наказано 151 человек, а за первое полугодие 2022 года – 62. А вот за нарушение правил выброса в атмосферу вредных веществ до обвинительного приговора суда доходят буквально единицы уголовных дел: в 2021 году  – 2, за первое полугодие 2022 года – ни одного, и совсем  уж «по нулям» в последние годы идет незаконное использование изобретений…

Кроме декриминализации, кстати, РСПП предлагает пересмотреть в сторону повышения и пороги крупного и особо крупного ущерба для ряда экономических преступлений (от размера ущерба зависит тяжесть деяния и, соответственно, наказание). В последний раз эти пороги устанавливались в 2016 году, накопленная инфляция с тех пор составила около 48%, и планку, таким образом, надо поднимать процентов на 50, считают в организации.

Но насколько реально сейчас внесение подобных изменений в УК? И поможет ли делу сказанное недавно президентом Путиным?

Достаточно вспомнить, что по итогам прошлогоднего Петербургского международного экономического форума президент РФ уже поручал правительству совместно с Верховным судом до 1 октября 2022 года (!!!) обеспечить внесение в законодательство изменений, связанных и с декриминализацией отдельных нетяжких предпринимательских статей, по которым нет наказаний в виде лишения свободы, и «рассмотреть вопросы» об увеличении порогов значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба, причиненного экономическими преступлениями, налоговыми в том числе. И что?

А ничего. В августе прошлого года Минюст обнародовал законопроект, который предлагал декриминализировать три статьи УК: ту самую 171 (незаконное предпринимательство), 170.2 (внесение заведомо ложных сведений в технический или межевой план) и 185 (злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством о ценных бумагах), и проиндексировать на 35% суммы значительного, крупного и особо крупного размера причиненного ущерба в некоторых экономических статьях УК. Но до Госдумы эта инициатива не добралась до сих пор. 

Двум другим, связанным с бизнесом, повезло больше.

22 февраля Госдума приняла в первом чтении подготовленный правительством (тоже во исполнение поручения президента по итогам Петербургского международного экономического форума) законопроект, который по замыслу должен смягчить УПК по отношению к предпринимателям. Предлагается обязать суд избирать для них такую меру пресечения, которая позволит продолжить руководить бизнесом на время следствия и судебного разбирательства, то есть точно не СИЗО. Конечно, речь о подобном послаблении может идти лишь при обвинении в экономических преступлениях, не связанных с причинением вреда здоровью или с лишением жизни. Продлевать же срок следствия в отношении бизнесмена предлагается лишь с согласия руководителя следственного органа региона при наличии веских оснований. Второе чтение этого законопроекта может состояться не раньше конца марта. Будут ли внесены в текст какие-то сущностные поправки – не известно.

А 2 марта в первом чтении был принят ещё один правительственный законопроект, появившийся по поручению президента по итогам его прошлогодней встречи с организацией предпринимателей «Деловая Россия»: в нем речь идет о сокращении сроков давности по ряду налоговых преступлений.

Сроки давности, то есть количество лет с момента совершения преступления, по истечении которых от уголовной ответственности гражданин освобождается, в нашем УК зависят от категории преступлений. Два года – если речь идет о преступлениях небольшой степени тяжести, где максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы. Шесть лет – если речь идет о преступлениях средней тяжести, где максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы. Десять лет – если речь идет о тяжком преступлении с максимальным наказанием до 10 лет лишения свободы. И, наконец, 15 лет – для особо тяжких преступлений, за которые можно получить больше 10 лет лишения свободы. Чтобы сократить сроки давности по четырем статьям УК, правительство предлагает сократить в них максимальные сроки лишения свободы. В некоторых из этих статей УК давно уже есть оговорки: мол, если преступление совершено впервые, и обвиняемый сам погасил задолженность и выплатил положенные по Налоговому кодексу штрафы, от уголовной ответственности он освобождается полностью. Теперь же правительство сочло необходимым уточнить формулировки, внеся соответствующие изменения и в Уголовно-процессуальный кодекс.

На вопрос депутата Юрия Станкевича («ЕР»), планирует ли правительство предложить ко второму чтению поправки, направленные на декриминализацию ряда уголовных экономических составов – в соответствии с посланием президента, или «надо ждать отдельной инициативы», замглавы Минюста Вадим Федоров в ходе обсуждения документа на пленарном заседании ответил предельно неконкретно: «на проработке в правительстве сейчас есть ещё ряд законодательных новелл, они находятся либо на площадке Министерства юстиции, либо уже внесены в правительство и, мы надеемся, имеют большую степень готовности к внесению в Госдуму».

Профильный Комитет планирует рассмотреть подготовленный ко второму чтению текст законопроекта о сроках давности в понедельник, 13 марта.

Предыдущая новость
В ФРГ назвали число уехавших воевать на Украину немецких экстремистов
Следующая новость
«Ускоренно» мобилизованные украинцы предостерегли потенциальных добровольцев ВСУ

Вам может быть интересно:

Форум. Темы дня

Меню