После новогодних каникул учеба в школах нашей республики началась в очном формате. Но не прошло и недели, как в связи с ростом заболеваемости ОРВИ и новой коронавирусной инфекции школы перешли на дистанционное обучение. Как же влияет перевод образовательного процесса в дистанционный режим на качество образования? Сделаем небольшой обзор, а также приведем свои соображения на этот счёт.
На сегодняшний день дистанционным обучением уже никого не удивишь – в двадцать первом веке перспективным является взаимодействие с учащимися посредством информационно-коммуникативных сетей. Но когда только началась пандемия, многим учителям и родителям приходилось совсем не просто в период дистанционного обучения. Сейчас с легкостью можно сказать, что все адаптировались к новому формату обучения. Мнения об онлайн-обучении расходятся. Некоторые утверждают, что качество идёт на спад, а другие твердят, что повышается. Своим мнением делятся учителя из разных школ республики.
Айыына Кэскильевна П., учитель английского языка:
«На мой взгляд, в дистанционном обучении есть как плюсы, так и минусы. Плюсы – возможность работать из любой точки мира, города или улуса, не выходя из дома, работать в комфортной обстановке, ну и что греха таить, больше личного времени… Благодаря дистанционному обучению (далее по тексту ДО) можно узнать и научиться пользоваться новыми цифровыми технологиями, как говорится, идти в ногу со временем. При обучении я, например, пользуюсь такими платформами, как UchiRu,YouTube, Zoom, WhatsApp. А минусы состоят в том, что имеются проблемы с дисциплиной среди учеников. Многие отвлекаются, проблемы с интернетом, отсутствие границы между рабочим и свободным временем, нехватка живого общения и социализации. А что насчёт качества обучения, то у некоторых учеников уменьшилась мотивация к учебе. Есть ученики, у которых во время ДО снизилась активность, а у других, наоборот, повысилась. Мои пожелания родителям: контролируйте своих детей, устраивайте подходящую атмосферу во время учебного процесса; ученикам же – не лениться, не опаздывать на уроки и быть активными. Ведь это новый опыт и море возможностей».
Сардаана Егоровна В., учитель физики и информатики:
«Дистанционное обучение немало повлияло на процесс и качество обучения. Так как в школах, да и в остальных образовательных организациях, оно практикуется не так давно, думаю доставило немало трудностей. Во время ДО я использую платформы: Zoom, Skysmart, Якласс, РЭШ, onlinetestpad. Мне кажется, есть свои положительные и отрицательные стороны. Если говорить о положительных сторонах данной формы обучения, то оно более интересное и насыщенное. Используя различные платформы, учитель может заинтересовать учащихся. В век развития информационных технологий можно найти множество интересных способов обучения. Дети привыкают к самодисциплине и самостоятельности. Отрицательные стороны: не у всех учащихся всегда имеется доступ к интернету; бывает, урок может сорваться из-за проблем сети или технических неполадок, кроме того, нет полного контроля над учащимися, по некоторым предметам может не хватать практики. Активность учащихся на дистанционных уроках в какой-то мере зависит от работы классного руководителя и родителей. Но думаю, что она понизилась. Хотелось бы пожелать учителям новых творческих идей и способов во время обучения. Родителям и учащимся – сил и терпения».
Андрей Герасимович Д., учитель физической культуры и спорта:
«Мне как учителю физкультуры не очень импонирует подобный способ обучения. Не знаю даже, что может быть хуже, чем учиться на дому. Дети совсем не активны. Физические упражнения они должны записать и отправить мне, но они умудряются этого не делать. Даже самые прилежные и ответственные в домашних условиях не могут работать над техникой выполнения определенных упражнений. Пора заканчивать этот абсолютно не смешной цирк!»
Антон П., ученик 10 класса:
«Я положительно отношусь к ДО, потому что есть время на сон и отдых. Мне кажется, никаких изменений нет, что в очном так и в дистанционном формате. Если говорить об усваивании программы, то да , учителя хорошо доносят тему, детально рассказывают. Ещё я хочу, чтобы ДО продлилось».
Иван Г., ученик 10 класса:
«Мне без разницы – удалённое или очное обучение, правда, легче дома все же, не нужно как минимум выходить из дома за час до уроков. А ещё я заметил, что стал ленивее. Хотелось бы пожелать учителям быть более терпеливыми, а то, бывает, настроение учиться напрочь отбивают, когда чуть ли не в уши кричат».
Мария Семёновна Б., родитель:
«Совершенно не приветствую дистанционное обучение, отрицательно отношусь, но это лучше, чем сидеть дома на изоляции без занятий. С такой формой обучения резко снизились знания детей. Многое им не доносится, а значит, они не усваивают программу. Иногда бывает, что интернет зависает, да и вообще у нас в Якутске очень медленный интернет. С нашей стороны мы не всегда можем проконтролировать ребёнка, так как с утра до вечера работаем. Хотелось бы отметить, что многие учителя дают просто задания и называют это онлайн- обучением. Поэтому я негативно отношусь к ДО. Учителям хочу пожелать прежде всего терпения и самообладания».
Елена Дмитриевна Ф., родитель:
«Дистанционное обучение не сравнить с очным. Родители – не учителя и педагоги, многие не в состоянии не то что донести до ребёнка материал, но даже на некоторые вопросы ответить не могут (я, например). Дети лишены общения с ровесниками, очень много времени проводят в гаджетах. Конкретно в моей семье четыре школьника, успеваемость понизилась. Дети программу не усваивают. По возможности контролирую младшее и среднее звено. Учителя все по-разному преподают в онлайн-формате. Но сейчас все отработано и претензий практически нет и к учителям, и вообще к системе. От всей души и всего сердца желаю окончания пандемии и нормального очного обучения! И, конечно же, здоровья!»
Эффективность прежде всего обусловлена психологической готовностью, мотивированностью и организованностью учащихся и учителей, а также в том числе родителей. Как учитель хочу отметить, что обязательным условием развития дистанционного обучения должна стать продуманная и мобильная система повышения квалификации и переподготовки учителей, включая ее дистанционные и сетевые формы организации, обмен опытом. А у нас так бывает (это лично мое мнение), что всё порой проводится поверхностно, и должного обучения мы не получаем.
А вы как считаете?
Статья Валентины КОРНИЛОВОЙ