Начало осени принесло сразу несколько громких заявлений, касающихся слишком шумных автомобилей и мотоциклов. В ряде регионов власти напугали автомобилистов штрафами за установку нештатной музыки, а в Москве мэр Сергей Собянин предложил кратно увеличить ответственность автомобилистов и мотоциклистов за чрезмерно шумный транспорт. Разбираемся, что именно хотят сделать в столице и регионах и как именно будут привлекать к ответственности.
Что предлагают в Москве
Московский градоначальник обратил внимание на высокую громкость нештатных выхлопных систем и музыкальных установок. «Отдельные “отмороженные” автомобилисты достали москвичей. Всю ночь напролёт гоняют под окнами на машинах и мотоциклах без глушителей и с громкой музыкой. Сегодня на встрече с жителями снова подняли этот вопрос. Что делать с автолюбителями, которым ровным счётом наплевать на людей? Как призвать их к порядку?» — написал Собянин на своём официальном сайте.
Мэр напомнил, что штраф для автомобилистов и мотоциклистов с прямоточными глушителями сейчас составляет всего 500 рублей. И почти сразу после этого заявления правительство Москвы внесло в городскую думу проект закона за преднамеренное нарушение тишины водителями транспортных средств. Если его примут, нововведения заработают осенью.
Этот проект устанавливает штраф за громкий выхлоп в размере от 5 тысяч рублей и выше — в зависимости от мощности транспортного средства. При мощности выше 200 л.с. сумма штрафа будет увеличиваться на 250 рублей за каждые «лишние» 10 сил. При этом в случае мотоциклов прогрессивная шкала будет применяться уже при мощности более 50 л.с., то есть фактически коснётся любого байка, выходящего из категории городских. Порог для грузовиков — 250 л.с. Кроме того, проект предусматривает эвакуацию мотоциклов и машин нарушителей на штрафстоянку. А ещё размер штрафа должен зависеть от причин шума — из‑за прямоточного глушителя или неисправности штатного.
Насколько это законно
В федеральном Кодексе об административных правонарушениях действительно предусмотрена ответственность за чрезмерный шум в размере 500 рублей — в статье 8.23 «Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума». А в столице действует закон города Москвы, который запрещает шуметь с 23:00 до 07:00, и столичный КоАП, который предусматривает за нарушения в это время штраф от одной до двух тысяч рублей на физических лиц.
Однако, как пояснил Журналу Авто.ру адвокат Лев Воропаев, региональное законодательство не может противоречить федеральному, а московский закон о тишине не может применяться к автовладельцам с шумными машинами.
Его поддержал адвокат Сергей Радько, который отметил, что просто так ввести в столичный Кодекс повышенную ответственность за шумные машины не получится. Но если столичные власти примут, например, отдельные правила поведения в общественных местах, где пропишут особые требования к автомобилям, то тогда можно будет вводить и ответственность за нарушение этих правил. Примерно так же в Москве работают наказания за парковку на газоне: существуют правила содержания и охраны зелёных насаждений, нарушение которых и влечет за собой ответственность водителей.
Но вот узаконить эвакуацию автомобилей при таких нарушениях в любом случае будет сложно. Задержание транспортного средства — это мера пресечения, и устанавливаться она может только федеральным законодательством.
Что об этом думают в Госавтоинспекции
Недавно автоинспекция Кандалакши припугнула водителей на своём сайте, напомнив о действующем на территории Мурманской области законе «Об обеспечении тишины и покоя граждан». Согласно местному законодательству, в регионе запрещено шуметь с понедельника по четверг с 22:00 до 8:00 часов, в пятницу и субботу с 23:00 до 10:00, в воскресенье с 22:00 до 8:00, а также ежедневно с 13:00 до 15:00. В ГИБДД края напомнили, что в эти часы недопустимо управление транспортным средством с неисправной системой выпуска отработавших газов, а также спортинвентарём и мототехникой, шум от которых делает невозможным покой и отдых граждан.
Региональный штраф за нарушение тишины и покоя составляет от 1 до 3 тысяч рублей для граждан, от 5 до 10 тысяч для должностных лиц и от 20 до 50 тысяч — для юридических. При повторном нарушении размеры штрафа будут увеличены до 4 тысяч, 30 тысяч и 80 тысяч соответственно, а в третий раз — вплоть до предельных 150 тысяч рублей. Однако, как объяснили юристы, ГИБДД не вправе применить этот местный закон к автовладельцу.
Впрочем, как заявили корреспонденту Журнала Авто.ру в Госавтоинспекции, даже действующая федеральная норма КоАП с 500-рублёвым штрафом фактически не является рабочей. Дело в том, что для автомобилей уровень шума установлен ГОСТом Р 52231-2004. Согласно этому стандарту, уровень шума легкового автомобиля не должен превышать 96 акустических децибел (дБА). Для сравнения: бензопила выдает 100 дБА, сирена автомобилей экстренных служб — около 115 дБА. При этом уровень шума 95 дБА уже считается очень высоким, а 100 дБА — крайне высоким.
Для того, чтобы привлечь водителя к ответственности, необходимо доказать, что его автомобиль превышает норму по шуму. Для замера потребуется шумомер. Такие приборы действительно появляются у инспекторов ГИБДД в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения», но на дорогах их пока очень мало. И вероятность того, что на дороге в одном месте окажется машина с прямотоком и инспектор с прибором, крайне мала.
Что грозит любителям громкой музыки
Бороться с громкой музыкой пытаются в Воронеже — там инспекторы ГИБДД в рамках рейда по выявлению автомобилей с незарегистрированным тюнингом привлекают к ответственности автовладельцев, у которых установлены нештатная музыка и дополнительные колонки. В прессе появились сообщения о том, что ГИБДД штрафует за нештатные колонки, однако МВД выступило с опровержением: никакого штрафа за дополнительные динамики нет. А в Воронеже водителям оформляли протоколы только за внесение изменений в конструкцию транспортных средств.
Как утверждают юристы, всё зависит от типа установки. Если автовладелец заменил заводскую магнитолу, но установил новую в штатное место, это не будет считаться внесением изменений в конструкцию автомобиля. Дополнительные динамики в багажной полке тоже не являются изменением конструкции, как и сабвуфер в багажнике, — на безопасность эти изменения никак не влияют.
Но если динамики установлены в не предназначенных для этого полостях автомобиля либо их установка затронула усилители дверей или кузова, то это прямое внесение изменений в конструкцию.
Впрочем, подобную переделку можно попытаться легализовать — обратиться в специализированную лабораторию для получения заключения о возможности таких изменений, обратиться в ГИБДД для получения разрешения на установку, и только после этого поехать к установщику оборудования. А оттуда — снова в лабораторию для проведения испытаний и получения протокола этих испытаний, потом пройти техосмотр и обратиться в ГИБДД для получения нового свидетельства о регистрации, в котором будут указаны внесенные изменения.
Если этого не сделать, то инспектор ГИБДД вправе привлечь автовладельца к ответственности, выписав штраф в размере 500 рублей, а также потребовать вернуть всё в первоначальный вид. Наказание не очень серьёзное, но если не исполнить требование, то повторная встреча с инспектором грозит уже аннулированием регистрации автомобиля. А после этого проблем будет гораздо больше.