Что толкает ребенка на мысли об этом отчаянном шаге? Как зарождается в нем идея уйти из жизни? Как вести себя родителям, если они заметили у своего ребенка тревожные симптомы? На эти вопросы нам сегодня ответила участковый психиатр Якутского психоневрологического диспансера Александра Охлопкова.
– Александра Михайловна, что такое суицидальное поведение? И почему мы так часто слышим о том, что это нарушение встречается у подростков?
– Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности у человека: через мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки и покушения. Действительно, не секрет, что у врача психиатра подросткового кабинета наблюдаются и получают лечение подростки после попытки суицида, с депрессивным состоянием и нарушением адаптации.
– Каковы причины такого поведения?
– Исходя из своего опыта работы, могу сказать, что основными причинами суицидального поведения у подростков являются проблемы и конфликты в семье, в образовательном учреждении, случаи, когда подросток испытывает со стороны насилие, в том числе в семье и школе, попадание в сложную жизненную ситуацию, которую ребёнок не в силах разрешить без посторонней помощи. Иногда подросток приходит к мыслям о самоубийстве после потери близкого человека, также подражая своим кумирам или вступая в деструктивные группы, секты, в которых пропагандируется членовредительство, саморазрушение, суицидальное поведение.
– Какие типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, затрудняют профилактику подростковых самоубийств?
– Самое главное заблуждение – самоубийства совершаются только психически неуравновешенными людьми. Но это не так… Каждый человек, попав в трудную жизненную ситуацию, старается найти из неё выход. К сожалению, некоторые, даже абсолютно психически уравновешенные люди в состоянии отчаяния могут прийти к крайней мысли и посчитать самоубийство одним из способов решения своей проблемы.
Еще одно распространенное заблуждение – самоубийство невозможно предотвратить, поскольку тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает. Нет! Если вовремя обратиться за специализированной помощью, причём, не обязательно психиатрической, а, хотя бы для начала психологической, то можно предотвратить вариант суицида. Пример – школьный учитель замечает, что его ученик/ученица вдруг замкнулся, стал резко другим, начал пропускать занятия, не делать уроки, проявлять апатию, сторониться других и пр. Педагог не проходит мимо ситуации и привлекает к её разрешению родителей ребёнка, школьного психолога и других специалистов. Итог – подростка спасают.
Третье распространенное заблуждение – если подросток открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства. Ни в коем случае не стоит такое высказывание оставлять без внимания (!), потому как они означают, что подросток уже не раз думал о совершении суицида, продумывал это действие в голове, но еще не решается это сделать… В большинстве случаев истинный суицид является импульсивным действием!
Так же считается, что существует некий тип людей, склонных к самоубийству. Да, в психиатрии имеет место наследственная отягощённость, но это еще не говорит о том, что дети или близкие родственники самоубийцы обязательно поступят так же. Все зависит от внешних факторов и психического состояния. Даже у двух идентичных близнецов не идентичный психологический портрет.
– Какие признаки могут свидетельствовать о возможности подросткового суицида?
– Следующие признаки:
– перемены в поведении, уединение, рискованное, ранее не наблюдаемое поведение;
– проблемы в учёбе, падение успеваемости, эмоциональные взрывы и засыпание на уроках;
– депрессия, изменения в питании и времени сна, усиление чувства беспокойства и безнадежности;
– чувство вины, потеря интереса к общественной жизни;
– устные заявления: «Я желаю быть мёртвым», «Оставь меня в покое»;
– излишнее проявление интереса к теме смерти, усиленное внимание к оккультизму;
– вызывающая одежда;
– предыдущая суицидальная попытка;
– признаки жестокого физического или психологического обращения;
– употребление, а впоследствии и злоупотребление алкоголем;
– беременность;
– наличие среди знакомых тех, кто ранее практиковал суицид.
– Что можно сделать для того, чтобы помочь подростку?
– Нужен целый комплекс мер:
– в первую очередь, примите его, как личность;
– установите с ним заботливые взаимоотношения;
– не спорьте;
– будьте внимательным слушателем;
– задавайте вопросы о его личности, получите, как можно больше информации о самом ребенке, его жизни и проблемах;
– не предлагайте неоправданных утешений («Все будет хорошо», «Все пройдет»);
– предложите конструктивные подходы к решению проблемы;
– вселяйте надежду, опирайтесь на имеющиеся у ребенка мечты, желания, приятные воспоминания;
– оцените степень риска самоубийства;
– не оставляйте подростка одного в ситуации высокого суицидального риска;
– обратитесь за помощью к специалистам.
Помните, самоубийство подростка часто бывает полной неожиданностью для его окружающих. Будьте внимательны к подросткам!